МО Кореновский район, х. Журавский
Get Adobe Flash player
Версия для слабовидящих
Меню
zakon       Закон 1539  

Полезные советы

«Семья — главная школа воспитания»

“Подлиsm_fullнная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья, отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сёстрам ”, — говорил В. А. Сухомлинский.

Семья- это “школа чувств ”.

Дети  нуждаются в заботе, любви и ласке своих родителей, у них большая потребность и необходимость в общении со взрослыми. Ребёнок каждый день ощущает близость родных ему людей, его благополучие полностью зависит от отца, матери и других членов семьи.

Важным для формирования личности ребёнка являются внутрисемейные отношения дружбы родителей, взаимоуважения, положительная атмосфера эмоциональных связей между родственниками, духовная близость между членами семьи, умение организовывать свою совместную жизнь. Немаловажную роль играет и наличие педагогических знаний общения родителей с ребёнком, их умение правильно общаться с ребёнком, включать его с малых лет во взаимоотношения со взрослыми, привлечение ребёнка в совместный с ними бытовой труд.

Развернуть текст »

Ребёнок подражает своим родителям как самым близким образцам, овладевает при этом нормами их поведения, нормами отношений к людям, находящимся рядом с ним. Личность ребёнка формируется под влиянием воспитания родителей.

Но не секрет, что далеко не все современные родители, особенно молодые, имеют достаточный уровень общей педагогической культуры и необходимые для правильного общения с ребёнком педагогические знания. Родителям необходимо педагогическое просвещение.  Совершенствовать систему педагогического просвещения, заботиться о том, чтобы вооружить родителей педагогическими знаниями – вот одна из главнейших задач современного воспитателя.

”Даже родительскую любовь нужно организовывать”, — говорил А. С. Макаренко. Большинство семей осознаёт, что несёт ответственность за воспитание своих детей, но не все семьи воспитывают детей правильно. Это можно объяснить многими причинами: многие родители не знают основ педагогики, недостаточный культурный уровень некоторых членов семьи, влияние пережитков прошлого, трудности в установлении единства требований к воспитанию между отцом и матерью, незнание родителями сильных и слабых сторон ребёнка, его особенностей нервной системы и др. Поэтому часто в семьях можно встретить ситуации, когда родители занижают или завышают требования к своим детям. Во многих семьях недостаточно много внимания уделяется нравственному воспитанию, хотя для этого имеются благоприятные условия. Не все родители считают нужным организовывать содержательное общение со своими детьми, и оно происходит только в процессе одевания, еды, купания и тд. Родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Сын или дочь играет, находится рядом, и у родителей складывается впечатление, что они общаются. Но на самом деле никакого общения не происходит. Есть родители, которые задаривают своих чад дорогими игрушками, лакомствами, не ограничивают доступ к телевизору и компьютеру, считая, что приносят этим пользу ребёнку, выполняя все его прихоти. При этом родители забывают о самой главной потребностью ребенка — потребности общения с родителями. Многие родители не считают нужным отвести в своих домах и квартирах специальное место для игр и занятий детей. Детям не разрешается клеить, рисовать, лепить во избежание нанести вред дорогостоящей мебели. . Теряя чувство меры в стремлении и желании удовлетворить все без исключения желания своего ребёнка, родители физически и нравственно изнеживают его. Такое неправильное поведение родителей часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, отрицательно сказывается на формировании характера ребёнка, разрушает его доверие к взрослым. А если ребёнок привык, что все его желания беспрекословно выполняются всеми членами семьи, тогда он растёт эгоистом и индивидуалистом. В таких случаях учителя вынуждены встать на защиту интересов своих воспитанников, разъяснить ошибки родителей, посоветовать, как создать необходимые условия для детского разностороннего развития.  Анализируя поведение ребёнка дома и школе, учитель вместе с родителями ищет правильные приёмы воспитания. Встречи родителей будут проходить живее и с большей пользой, если учитель будет ставить вопросы, побуждающие родителей к высказываниям о своём ребёнке, о своих взглядах на воспитание, методах и приёмах, которыми пользуются в данной семье. На собраниях, во время бесед педагогу необходимо подчёркивать необходимость отца и матери учитывать индивидуальные возможности и потребности ребёнка, проявлять терпение и мягкость к своему ребёнку, быть настойчивым в привитии ребёнку полезных навыков и привычек. Учитель должен разъяснить родителям, насколько важно общение с детьми, рекомендовать им  беседы, эксперименты, которые они могут провести с детьми дома. Каждая семья стремиться вырастить детей крепкими и здоровыми. Поэтому очень важно знакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка. Полезно провести обучение конкретным приёмам и методам оздоровления детей, приглашать родителей на мероприятия по оздоровлению детей, проводить мастер-классы. Ответственность за воспитание и сохранение здоровья детей в равной мере лежит на школьных учреждениях и на семье. Эффективность этой работы в большой степени зависит от единства усилий и единства требований к детям.  Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу помогут реализовать основную задачу: научиться смотреть на ребёнка как на человека, пусть ещё маленького, много не умеющего и не знающего, но всё же человека. Очень важно убедить родителей в необходимости с уважением относиться к стремлению ребёнка познавать окружающее, стимулировать это стремление, удовлетворять интересы ребёнка. Воспитатель должен донести до взрослых, что от них требуется большая выдержка, терпение, умение понять мотивы поступка ребёнка, правильными методами добиться нужного поведения ребёнка, его желания поделиться со взрослым своими впечатлениями или проблемами.

Главное: родители должны быть очень внимательны и тактичны, чтобы не вызвать у ребёнка ни негативизма, ни комплексов, ни ощущения забытости и нелюбимости. Учитель должен научить родителей найти пути согласия с ребёнком, чтобы не потерять контакт с ним.

Мы очень хотим, чтобы у Вас в семье была гармония!

 

 

«Школа помогает семье — семья школе»

main

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе, а тем более — в учреждении дополнительного образования.

Однако педагог должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи. Разговор с родителями должен идти о создании положительного микроклимата в семье, т. к. ничто не может заменить ребенку семейный уют.

Развернуть текст »

В то же время педагог должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты, совместные мероприятия. Они привлекаются к подготовке и проведению праздников, выступлений, к поездкам и совместным экскурсиям. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости. Таким образом, возникает заинтересованность родителей в творческом росте их детей, а вместе с тем и в учреждении дополнительного образования.

Что дополняет дополнительное образование?

Служба в системе дополнительного образования детей имеет много общего со школьной, но есть и особенности. Они-то и требуют более пристального внимания.

Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей — в его непохожести на школу — обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования детей сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник и т. д.

Его образовательное пространство — самая благоприятная для реализации такой сложной задачи сфера. Здесь можно достаточно свободно варьировать содержание деятельности — оно еще не так зарегламентировано, как в школе. Здесь легко сочетать групповые, массовые и индивидуальные формы работы. Здесь гораздо проще организовывать реальное сотворчество взрослых и детей. Здесь еще можно избежать рутины — творчество ее не приемлет. Нет здесь идеологического компонента, определявшего и омрачавшего благородную деятельность детских и юношеских организаций, Дворцов пионеров и школьников советского периода. Это и многое другое делает дополнительное образование уникальной системой.

Итак, сделаем выводы.

Школа помогает семье:

— во первых, определить индивидуальные творческие склонности и способности ребенка.

— во вторых, в процессе занятий учреждение дополнительного образования активно способствует развитию и совершенствованию выявленных способностей.

— в третьих, учреждения дополнительного образования способствуют не только развитию и обучению ребенка, но и его воспитанию.

— в четвертых, дополнительное образование служит первой ступенькой в профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Семья помогает школе:

— семья – основа воспитания ребенка. Как правило, в семье зарождается стимул к развитию творческих способностей детей.

— заинтересованность родителей в достижениях, успехах и стремлениях ребенка способствует перерастанию увлечений в серьезную профессиональную деятельность детей, под руководством преподавателей.

— заинтересованная в дополнительном образовании своего ребенка семья, активно участвует в жизни учреждения ДОД, таким образом, способствуя повышению его статуса.

Статус учреждения частично зависит от мнения родителей. А мнение родителей складывается из следующих составляющих:

— профессионализм преподавателя, его личные, профессиональные, коммуникативные способности (умение научить, умение общаться, умение творить) .

— регулярность и качество преподавания.

— отношение ребенка к делу, которым он решил заниматься и к преподавателю

— в последствии, это отношение переходит ко всему учебному заведению и создает мнение о нем.

Таким образом, семья напрямую заинтересована в учреждении дополнительного образования, если оно отвечает всем требованиям. Соответствие этим требованиям ведет к постоянному поиску новых форм работы и взаимодействия, к профессиональному росту, как преподавателей, так и всего учреждения. Взаимная выгода – налицо, а значит есть стимул для плодотворного совместного сотрудничества на благо семьи и школы.

Ссылка на материал http://www.maam.ru/detskijsad/-shkola-pomogaet-seme-semja-shkole.html

 

Семья и школа в учебно-воспитательном процессе. Подготовка к школе

Parents helping their children with their homework

Как любая дорога начинается с первых шагов, любое строение — с фундамента, так и становление человеческой личности берет начало в семье. Ведь именно в семье под руководством и с помощью родителей ребенок познает окружающий мир, здесь проходит его моральное и общественное становления, формируется мировоззрение и эстетические вкусы. В статье помещены советы о том, как привлечь родителей к учебно-воспитательному процессу в начальной школе, как организовать сотрудничество учителя и родителей, чтобы создать прочный классный коллектив.

Школа может выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесной взаимосвязи с семьей. Только совместными целенаправленными усилиями педагогов и родителей удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Важно, чтобы отец и мать осознавали свою высокую ответственность за воспитание детей и повседневно подтверждали это на практике.

Развернуть текст »

Воспитательная работа — важный аспект деятельности учителя. Воспитываем мы учащихся ежедневно, постоянно, на уроках и во внеурочное время. Потому что хотим видеть наших воспитанников честными, добрыми, вежливыми, щедрыми, общительными и всесторонне и гармонично развитыми. А на их воспитание влияет социальная среда, авторитет родителей, родных, знакомых и много других факторов. Среди них ведущее место занимает продуманная, целенаправленная и систематическая работа учителя.

От учителя начальных классов в значительной степени зависит, как сложатся отношения школы и семьи, учителей и родителей, учителя и учащихся, которые сформируются в классный, ученический и родительский коллективы. Связь родителей и детей в этом возрасте достаточно прочная, поэтому именно в начальных классах наблюдается тесный контакт школы и семьи. В значительной степени он зависит от личности учителя, его умения видеть и понимать каждого, в ежедневной работе учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, условия и особенности семейного воспитания. И самое главное — учитель начальных классов ежедневно должен идти к детям и их родителям с открытым сердцем, полным любви и искренности.

Первая встреча учителя с родителями будущих первоклассников проходит задолго до первого сентября, еще в дошкольном учреждении. Учитель смотрит в лицо незнакомых людей, читает в их глазах надежду и тревогу за судьбу своих детей. И сам чрезвычайно волнуется, потому что хочет найти в родителях понимание и желание вместе учить и воспитывать, радоваться первым школьным успехам, помогать, поддержать в минуты неудач и разочарований. Именно во время первой встречи с родителями будущих первоклассников важно создать атмосферу доверия, заинтересованности, желание сотрудничать. Ибо только совместными усилиями учителя и родителей можно воспитать ребенка.

Родителям учитель дает советы о том, что дошкольный период — это важный период подготовки ребенка к школе. Залогом успешного обучения является крепкое здоровье школьника. Об этом родители заблаговременно должны позаботиться, пройти медицинский осмотр, консультации, лечение по потребности. Необходимо в дошкольном возрасте предлагать детям специальные задания, игры,упражнения для развития мышления, внимания, памяти, воли, устной речи, моторики рук. Надо приучать их к самообслуживанию, самостоятельности, ответственности, приобретать опыт общения с незнакомыми — взрослыми и детьми и расширять всесторонние знания детей об окружающем мире, отвечая на вопросы «почему». Можно провести с родителями деловую игру «Почемучка», дав возможность обсудить в группах и ответить на детские вопросы.

Следующие родительские собрания следует провести в классе, где будут учиться первоклассники. Желательно столы в классной комнате расставить по кругу, чтобы родители видели друг друга, свободно общались. В центре зажечь свечу, как символ создания единой классной семьи: учитель и родители. Ибо цель этого нового коллектива одна — забота о детях, их здоровье, сотрудничество для успешного обучения и воспитания ребенка. Целесообразно провести диспут, деловую игру или обмен опытом по вопросу подготовки детей к школе. А как итог встречи — советы психолога и учителя.

Летний период — важный этап в подготовке учителя, родителей и детей к школе. Необходимо все купить, продумать, подготовить, чтобы создать максимально комфортные условия для обучения первоклассников в школе и дома. Желательно, чтобы в этот период учитель посетил каждую семью, пообщался с ребенком, познакомился с родителями, изучил условия проживания, воспитания в семье.

Конечно, все семьи разные. Не всегда сразу удается учителю найти понимание и общий язык с некоторыми родителями. Приходится убеждать, умело балансировать между желанием учителя согреть любовью каждого ребенка, дать ему прочные знания, воспитывать в нем лучшие моральные  ценности родителей. Но к этому надо стремиться и прилагать максимум усилий, чтобы родители услышали учителя, поняли его и поддержали.

Если учителю повезет найти общий язык с родителями, увидеть, раскрыть и применить таланты родителей, то жизнь классного коллектива станет интересной, насыщенной, содержательной. Ученики будут всестороннее и гармонично развиваться. Родители станут помощниками учителя, активными участниками учебно-воспитательного процесса. А класс — крепким и дружным.

Ссылка на материал http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/705-semya-i-shkola-v-uchebno-vospitatelnogo-prozessa-pered-shkoloy.html

 

Адаптация первоклассников к школе

adaptaziya-pervoklassnikov-k-shkole

Сегодня пришли в первый класс дети — 6-7 лет, которые будут учиться в начальной школе четыре года. Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом.

С приходом в школу меняется ведущая деятельность семилетнего ребенка. Все виды деятельности (игра, посильный труд, творчество) подчиняются обучению. И нужно, чтобы в первом классе этот переход от игровой к учебной деятельности был постепенным.

Развернуть текст »

Работа с 6-7-летними детьми предусматривает обязательный учет их физиологических и психологических особенностей. Маленькие первоклассники стремятся получить признание со стороны взрослого, учителя и пытаются хорошими поступками заслужить это признание. Поэтому школьники гораздо быстрее откликаются на просьбы педагога, чем на жесткие требования.В первом классе необходимо сформировать в ребенке внутреннюю позицию школьника, а именно: отказ от дошкольного — игрового способа существования, положительное отношение к учебному процессу нового типа отношений со взрослым как с учителем.

Одной из основных задач учителей и психологов, работающих в первом классе четырехлетней начальной школы, является создание условий для успешной адаптации детей к школьной жизни.

Следует помнить, что продолжительность адаптационного периода у семилеток увеличивается с трех месяцев до полугода.

Нормы дошкольного поведения лучше предлагать сначала в форме игры по школьным правилам. Часто школьники испытывают трудности в процессе взаимодействия со сверстниками. Они эмоционально переносят собственные неудачи, но любят критиковать своих ровесников.

Адаптация первоклассников-ответственный этап жизни маленького школьника, учителей, родителей, ведь именно в этот период семилетний ребенок принимает и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в свои силы, дети взрослеют. Но во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Вот почему учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми и их родителями, создать наиболее благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.

Работа с первоклассниками требует обязательного учета таких особенностей как слабое развитие произвольной сферы, завышенная самооценка, стремление во всем быть первым, превышение границ дозволенного и прочее. Поэтому содержание занятий вводного курса необходимо проводить в соответствии с физическими и психологическими особенностями семилетних детей.

Каждый возрастной период жизни человека характеризуется совокупностью многих поступков, основными из которых являются:

— Определяющая социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые ребенок вступает в этот период;

— Ведущий или основной тип деятельности;

— Основные психологические новообразования.

Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка.

Начало обучения ребенка в первом классе — сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад или бабушка, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной социально значимой и оцениваемой, такой, что расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник — это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности. Со вступлением в первый класс меняется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам.

Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Только через 5-6 недель постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, у ребенка приходят напряжение и тревожность. Зависимость от состояния здоровья, семейной ситуации, посещения или не посещения детского сада, адаптация к школе, к новым условиям жизни может иметь разное течение.

Бесспорно, первоклассники, посещавшие дошкольные учебные заведения, значительно легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома, и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе, определенному установившемуся режиму. Легче проходит период приспособления адаптации к школе и лучше справляются с умственными и физическими нагрузками здоровые дети, но, к сожалению, сегодня лишь половина детей идут в школу здоровыми. Остальные имеют разнообразные нарушения в состоянии здоровья. Поэтому, понятно, почему процесс адаптации проходит с определенными осложнениями и затягивается на длительный срок.

Начиная с первых недель обучения в 1 классе, дети постепенно отдаляются от родителей, хотя постоянно испытывают потребность в поддержке и помощи взрослого человека.

Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между ее членами имеют значительное влияние на ученика. С поступлением ребенка в первый класс у родителей появляется новый статус — родители первоклассника, а соответственно и те проблемы, которые решают родители совместно с ребенком, и те радости успеха, переживаемые совместно. Часто в разговоре с родителями учащихся 1 класса приходится слышать: «Мы пошли в первый класс …», «Нам задавали выучить стихотворение …», «Мы не успели сделать домашнее задание …» и т.д. Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что все вопросы школьной жизни является для родителей общими.

Переживаются вместе и первые школьные трудности — адаптация ребенка к обучению в школе. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, предлагая определенные советы для родителей первоклассников.

Начнем с раскрытия первой проблемы — в чем заключается сущность понятия «адаптация к школе». Согласно педагогическим словарям, адаптация — это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи в дошкольном детстве. В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации. С целью определения уровня, на котором находится ваш ребенок, подаем их содержание и основные показатели.

Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе:

правила и требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко;

глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежливый, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя;

поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам, имеет в классе положительный статус.

Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе:

посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно;

усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи;

сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний учителя, одновременно требует контроля со стороны взрослого;

сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя, почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания;

поручения выполняет добросовестно;

дружит с одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе:

часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение;

наблюдаются нарушения дисциплины;

материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно;

самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса;

к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей;

не может сохранять внимание при наличии длительных пауз для отдыха, для понимания нового материала и решения.

решение задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей;

поручения выполняет под контролем и без особого желания;

пассивный, близких друзей нет, знает имена и фамилии лишь части одноклассников. Понятно, что достаточно тесная причинно-следственная связь между уровнем адаптации школьника и системой тех факторов, условий, в которых он воспитывался.

Проведенные исследования среди первоклассников позволили определить важнейшие факторы, влияющие на количественные показатели адаптации детей к школе.

Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуальной поддержки как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.

Чтобы ученику 1 класса легче училось, а Вам легче было помогать в этом, предлагаем советы для родителей по адаптации первоклассников.

Первые 4-6 недель в школе для первоклассников тяжелые, поэтому родители должны помочь своему маленькому ученику адаптироваться к новым условиям.

— Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте ребенка по пустякам и не подгоняйте его с самого утра. Чтобы не возникало спешки, рассчитайте время, необходимое для того, чтобы собраться первокласснику в школу. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.

— Следует покормить ребенка завтраком, но, если почему-то он не хочет есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фраз типа: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте ребенку успехов и подбодрите его добрым словом. Встречая со школы, не забрасывайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если же он хочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, выслушайте, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже, или осторожно поинтересуйтесь через некоторое время сами.

— Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, преодолев и привыкнув к новым формам человеческих отношений.

Ребенок в начальных классах должно быть настойчивым. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогая. По мере своего развития и зрелости, дети приучаются логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку, а их отношения должны строиться на диалогах — как равный с равным.

— В условиях современной жизни первоклассников необходимо приучать самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть еженедельно шампунем. Ребенку ежедневно желательно было бы добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F, недостаток которого приводит к выпадению волос и возникновения дерматозов.

— Ребенку школьного возраста, начиная с 1 класса, необходимо обеспечить рабочее место или комнату. Чтобы школьник работал сосредоточенно, не надо отрывать его от занятий для какой-то домашней работы, стоит убрать отвлекающие факторы (радио, телевизор, магнитофон). В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять слева. Нельзя использовать неоновые лампы.

— Телевизор очень утомляет зрение, поэтому родители должны следить, чтобы их ребенок смотрел его на расстоянии 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день перед экраном, а просматривал только самые интересные детские передачи. Никогда не торгуйтесь, говоря: «Если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе …». Ребенок может неправильно понять цель обучения, он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение. Придя из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу же садиться за уроки. По мнению психологов, лучшее время для обучения — с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время. Помните, что есть периоды, в течение которых ему учиться сложнее: маленький школьник устает, у него снижается работоспособность. Для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первую неделю после зимних каникул и середина второго полугодия. Посвящайте своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте, что первоклассники — это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать сказку или колыбельную на ночь, или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, чувствовать себя спокойно и уверенно.

— Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом или партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.

— Родители закрепляют и совершенствуют у семилетнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он получил за семь лет своей жизни. Они должны следить, чтобы школьная одежда после школы была тщательно развешена, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки — чистые.

— Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.

Успешность семилетнего ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни дети мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное. В этом возрасте дети бывают непоседливые, мечтательные, а бывают и ленивые.

Недопустимо, чтобы в семье, где есть ребенок младшего школьного возраста, родители курили сигареты в квартире, поскольку пассивное «курение» ребенка вредит ему так же, как и активное.

Важно, чтобы родители, особенно на первом году обучения ребенка, поддерживали постоянную связь со школой, чтобы знать, как проявляет себя ребенок, какие у него проблемы.

Родители должны организовывать выполнение домашних заданий так, чтобы последние у детей занимали меньше времени. Неправы те родители, которые заставляют детей после уроков в школе, часами заниматься музыкой, шахматами, или чем-то другим в четырех стенах без свежего воздуха. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом, или после каникул, проведенных в горах, даже зимой. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.

Итак, здоровье ребенка зависит от влияния целого комплекса разнообразных факторов, которые в значительной степени обусловливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни — как начало обучения в школе. Помните об этом!

Приведенные советы помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами-и большими и малыми событиями в школьной жизни.

Ссылка на материал http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/347-adaptaziya-pervoklassnikov-k-shkole.html?showall=1

 

Адаптация первоклассников к школе. Работа с гиперактивными и агрессивными детьми

adaptaziya-pervoklassnikov-k-shkole-rabota-s-giperaktivnimi-agressivnimiАдаптационный период в школе ребенку нужен, потому что у него есть много проблем, которые надо преодолеть. Среди них есть и такая, как рассеянность, которая замедляет усвоение материала. У некоторых детей преобладает игровая мотивация обучения. Поэтому в этот период на первых уроках используется много игр. Нужно сформировать произвольное внимание в изобразительной деятельности, сюжетно — ролевых играх, конструировании, выразительном языке педагога. Также дети непоседливые и их надо всегда контролировать, подталкивать умело на учебный процесс. А для реализации этого, ребенку потребуется помощь психолога, учителя.

Развернуть текст »

Во время адаптационного периода учитель работает над развитием памяти, над формированием внимания учащихся, над дисциплиной класса на уроке, учит работать коллективно, формирует коллектив учеников. У ребенка надо сформировать уверенность в себе, повышать самооценку. В игровой форме нужно учить детей понимать результативность каждого действия, обучать предсказуемости, ответственности. Ребенок тогда будет иметь хорошие знания, когда у него не будет проблем с общением, не будет у него стрессов, проблем в семье.В период адаптации надо обращать внимание на импульсивность детей, потому что они часто начинают отвечать, не дослушав вопрос, часто перебивают ответы других, не контролируют свои действия. Поведение таких детей слабоуправляемо. Такие ученики при выполнении задач ведут себя по-разному.

С такими детьми нужно работать учитывая их особенности:

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми( скачать)

Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания не улучшают поведение гиперактивного ребенка.

В детских коллективах бывают и агрессивные дети, которые, возможно, получали плохое воспитание в семье, или причиной их агрессивности являются соматические заболевания или заболевания головного мозга. Также влияют на детскую агрессию частые родительские наказания.

Такие дети часто теряют контроль над собой, отказываются работать правильно, намеренно раздражают других, часто других обвиняют в своих ошибках, сердятся. Они завистливые и мстительные.

Критерии определения агрессивного ребенка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто намеренно раздражает людей.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.

7. Часто завистливый, мстительный.

8. Раздражительный, очень быстро реагирует на окружение (детей и взрослых).

Рекомендации по работе  с агрессивным ребенком

Рекомендации по работе с агрессивными детьми(скачать)

Проведя определенные наблюдения, можно сказать, что первоклассникам обеих вышеуказанных категорий обязателен адаптационный период при поступлении школу, а также необходим определенный уровень готовности к школе.

Успешной адаптации первоклассника к школе способствует правильная организация учебного-воспитательного процесса:

— Наличие материальной базы (классная и игровая комнаты, спальня, отдельное помещение для подвижных игр, раздевалка, туалет, столовая);

— Четкое соблюдение режима дня (двигательная активность, дневной сон, закаливающие процедуры, прогулки, игры, отсутствие домашних заданий). Этот режим дня несколько похож на тот, который был в детском саду, к которому дети привыкли;

— Обеспечение оптимального гигиенического микроклимата учебных комнат (температура, световой коэффициент, влажность воздуха, отсутствие постороннего шума), что предотвращает утомляемость и заболеваемость у детей;

— Учет в учебной работе возрастных особенностей первоклассников, в частности, их способность к активному произвольному восприятию не более 15 минут, затем расслабление и изменение деятельности;

— Учет уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуальной работы;

— Создание в первых классах особенно комфортного психологического микроклимата, который будет способствовать позитивному эмоциональному состоянию ребенка.

В адаптационный период нужно правильно работать с родителями, проведя родительские собрания, заполнив ознакомительные анкеты для родителей первокласников(скачать)

 Для классного руководителя 1 класса важна информация о каждом ребенке в классе. Лучшими помощниками в этом вопросе являются, конечно, родители. Поэтому на первом родительском собрании предлагаем провести такое анкетирование.

Тест для родителей первоклассников «Как ребенок воспринимает информацию»

Тест для родителей первоклассников: «Что знает ребенок о школе»

Данные в анкетах помогут определить контингент класса, понять, каким образом наиболее правильно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Ссылка на материал http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/819-adaptaziya-pervoklassnikov-k-shkole-rabota-s-giperaktivnimi-agressivnimi.html

 

Ребенок-левша в школе и дома

rebenok-levsha-v-shkole-i-doma

У многих леворуких детей из-за определенных функциональных особенностей появляются различные трудности в начальный период обучения в школе. Как помочь ребенку-левше адаптироваться к школе и требованиям учителя?

Давайте рассмотрим необходимые условия такой адаптации.

Развернуть текст »

Первое условие. Ребенок-левша никогда, ни каким образом не должен чувствовать вашего негативного отношения к себе.

Негативное отношение — это не обязательно нарекания или разговор о том, что ребенок — левша. Печальный взгляд, когда вы берете тетрадь ребенка, нетерпеливость при объяснении домашнего задания, даже случайное высказывание по телефону («Да, не очень хорошо пишет, что же делать, леворукий …») побуждают ребенка думать, что он не такой, как все.

Второе условие. Не надо преувеличивать школьные проблемы.

Вместе с вами ребенок преодолеет все трудности школьной жизни. Но попробуйте разобраться, что именно вашему маленькому ученику не удается. Если не удается письмо, он не может запомнить буквы, на письме они разного размера, корявые, если почерк неуверенный, дрожит рука — необходимы занятия по развитию мелкой моторики (лепка, рисование, плетение, вышивание, завязывание-развязывания узлов, скручивание хлопчатобумажных нитей и т.п.).

Если речь ребенка бедная и невнятная, предложения односоставные, если ему трудно описать даже простую ситуацию или составить рассказ по картине, проконсультируйтесь немедленно у логопеда, учителя. Помощь логопеда понадобится и в том случае, если у вашего ребенка возникли трудности в звуко-буквенном анализе.

Третье условие-рациональный распорядок дня.

Ребенок-левша, как правило, легко возбуждается, быстро устает, поэтому его рабочий день должен быть спланирован таким образом, чтобы у него не было переутомления. Не забывайте, что ребенку нужно 1-1,5 часа поспать или просто полежать. В распорядке дня леворукого ребенка надо предусмотреть 3,5-4 часа для прогулок, игр на свежему воздухе.

Четвертое условие. Выполнение домашних заданий не должно стать причиной ссор и конфликтов.

Лучше, если ребенок с первого же дня начнет выполнять уроки самостоятельно, а вас будет звать только тогда, когда возникнут проблемы. Готовить сразу все уроки не стоит. Наиболее эффективно работать по такой схеме: через каждые 15-20 мин работы перерыв 10-15 мин, который ребенок может проводить по своему усмотрению. Дайте ребенку право выбирать, какие задания выполнять в первую очередь. Еще лучше, если вы будете советоваться с ним. Ребенок имеет право на ошибку, но при этом должен знать, что любую ошибку можно исправить.

И родителям и учителям следует помнить:

— Леворукость – это не патология, а один из возможных вариантов нормы;

— Ребенок-левша очень чувствителен и требует бережного, внимательного, доброго отношения;

— Леворукий ребенок имеет особенности развития, описанные выше, и их нужно учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Еще одним способом развить у школьника уверенность в себе, является правильно поставленная речь.

ПРАВИЛА РЕЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ У РЕБЕНКА

1. Во время разговора всегда смотри в лицо того, с кем говоришь. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

2. Помни, что везде и всегда надо говорить плавно, спокойно, неторопливо.

3. При разговоре держись прямо, уверенно, не нужно сутулиться, опускать голову.

4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ о себе.

5. Перед тем, как говорить, вдохни и сразу начинай говорить.

6. Говори на выдохе, воздух трать в основном на гласные звуки.

7. Гласные звуки произноси широко и громко.

8. Согласные звуки произноси без напряжения.

9. В словах обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее, чем другие звуки.

10. Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго соблюдай пауз между предложениями.

11. Длинные предложения разделяй на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу, и делай новый вдох.

12. Слово в середине короткого предложения и смысловые отрезки проговаривай вместе, цепляя одно слово другого.

13. Произноси слова четко, выразительно и с необходимой громкостью.

ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ

(рекомендации для детей)

1. Сделай вдох, а затем начинай говорить.

2. Всегда говори на выдохе.

3. Вдыхать нужно ртом, а не втягивать воздух носом.

4. Вдох должен быть мягким и коротким, а выдох длинным и плавным.

5. Вдох делай животом так, чтобы во время вдоха живот поднимался, а во время выдоха спадал.

6. Плечи во время дыхания удерживай неподвижно.

7. Не поднимай сильно грудную клетку при вдохе и не опускай при выдохе.

8. Говори сейчас после вдоха, не задерживая дыхания.

9. После выдоха, перед новым вдохом, обязательно сделай паузу, примерно на 2-3 секунды.

10. Во время речевого дыхания не напрягайся.